Тема:
Взаимодействие
с родителями.
Как лучше?
Для классного руководителя общение с родителями -
неизбежная и не всегда простая часть работы. От него, по сути дела,
нередко зависит и объем нагрузки классного руководителя, и
эффективность всей его деятельности. Как же сделать так, чтобы
несколько лет работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и
взаимопонимания с родителями?
Взаимодействие
Во взаимодействии с родителями важно так же хорошо
представлять себе, в чем, собственно, цель общения. Если исходить из
того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача -
обмен опытом, совместная выработка каких-то решении. Важно в ходе
разговора не увлечься перечислением проблем и их деталей, а все
время держать в голове ту цель, ради которой мы, встретились. В
центре внимания должна быть не проблема, а ее решение.
Как организовать беседу
О встрече нужно договориться заранее, причем точно по
времени. Не секрет, что абстрактная запись в дневнике "Прошу
родителе и срочно зайти в школу" крайне редко оборачивается чем-то
конструктивным. Вызвали, родители пришли, когда смогли, потому что
мы не сказали когда. Значит, на перемене, когда у учителя масса
других дел, или прямо перед уроком, когда учитель вынужден
разрываться, пытаясь что-то услышать/сообщить в разговоре с
родителями, одновременно поглядывая на 25 уже ждущих его детей.
Понятно, что толку от такого разговора будет мало.
С чего начать разговор
Вначале лучше сформулировать задачу разговора, обозначить
его как совместный поиск решений. Будьте уверены, родители и так
знают - что у ребенка проблемы, да и сам факт личной беседы с
классным руководителем в нашей практике образовательных учреждений,
к сожалению, редко говорит о том, что все в порядке. Представьте
себе, в каком настроении приходят родители в школу по вызову
классного руководителя, что они чувствуют. Они уже заранее готовятся
выслушать нечто неприятное и невольно пытаются защититься.
Следовательно, первая наша задача - сделать так, чтобы родители
видели в классном руководителе не источник неприятных эмоций, а
человека, с которым можно на равных обсудить проблемы своего ребенка
и найти решения. Поблагодарите родителя за то, что пришел. Выразите
надежду, что совместными усилиями вам удастся справиться с
возникшими трудностями.
Как построить разговор
Расскажите о текущей ситуации. Не стоит фиксироваться сразу
только на трудностях, отметьте все возможные позитивные моменты,
которые только можно найти, и начните с них. А вот потом уже
излагаем ситуацию в ключе: есть некоторые трудности и проблемы,
которые мешают. Старайтесь сохранять дружеский, доверительный тон
разговора, будьте готовы понять позицию собеседника.
Изложив ситуацию, обязательно поинтересуйтесь мнением собеседника: а
какой видится ситуация родителю? Если инициатором разговора был
родитель, обязательно выслушайте его до конца, стараясь, однако,
максимально приблизить собеседника к тому, в чем проблема и как ее
можно решить.
Если беседа не ладится
А вот всякое бывает! И даже у суперпрофессионалов не все
получается, дай собеседники бывают разные. Что делать? Предупредите
о возможных последствиях проблемы, если родитель очевидно не
может/не хочет прислушаться к вашим рекомендациям, Направьте на
консультацию к школьному психологу, если это имеет смысл. В
дальнейшем поставьте в известность администрацию (завуча) о ходе
проведенной беседы, возможно, есть необходимость в помощи
администрации.
Профилактика конфликтных
ситуаций с родителями
Нередко и весьма метко выбивают из колеи ситуации,
связанные с непредвиденными конфликтами Часто в школу приходят
родители возмущенные той или иной несправедливостью в адрес их
ребенка. При обсуждении конфликтной ситуации помните, что, как бы ни
был возмущен родитель, речь идет о вашей работе и именно рабочими
реалиями объясняется все, что вы делаете.
Поэтому желательно избегать аргументов личных, опираясь на
аргументы деловые.
Как вы, вероятно, заметили, речь идет здесь основном о том,
что личная ответственность учителя переключается на существующие
правила, законы, инстанции. Понятно, что в таких ситуациях еще более
важно, чем в обыденной беседе, фиксировать внимание не на самой
проблеме, а на том, как ее решить, что делать.
Ра6ота классного руководителя - труд интересный,
захватывающий, но отнимающий много времени и сил. Вместе с
родителями эта работа становится легче и конструктивнее Успехов и
терпения. |